14.12.2017

Регионам оставят только «вилку»

В ближайшее время правительство направит в Государственную думу законопроект, вносящий изменения в федеральный закон «Об электроэнергетике». Поправки наделят Федеральную антимонопольную службу правом утверждать региональные тарифы на передачу энергии. Однако речь идёт только о тех случаях, когда предлагаемые тарифные решения в регионе не вписываются в «вилку» (минимальный и максимальный уровень тарифа), которую определяет правительство. Новация может стимулировать сетевые компании и регионы переходить на систему долгосрочных сетевых тарифов и заключать регуляторные соглашения.

Поправки, наделяющие ФАС правом утверждения сетевых тарифов в регионах, принципиально уже одобрены правительством; законопроект в ближайшее время поступит на рассмотрение в Госдуму, сообщил «Перетоку» начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев.

 В настоящий момент Региональные энергетические комиссии (РЭК) имеют право превышать нормативы роста тарифов относительно параметров, определяемых правительством в прогнозе социально-экономического развития. Тариф на передачу энергии (составляющий около половины конечной цены) может быть увеличен сверх инфляционных показателей для финансирования инвестпрограмм сетевых компаний. Впрочем, согласовывать тарифные решения будет необходимо не только при превышении утверждённых показателей, отметил Дмитрий Васильев. В отдельных случаях регионы, руководствуясь собственными резонами, искусственно сдерживают сетевые тарифы ниже минимального уровня, что ведёт к недофинансированию сектора.

 Законодательная инициатива ФАС, в частности, позволит хотя бы частично решить проблему «сглаживания», при котором тарифные средства неравномерно перераспределяются среди поставщиков ресурсов. Так, рост тарифа одних поставщиков ресурсов (например, электросетей) может быть существенно выше инфляционного норматива, а для других (например, производителей тепла) – ниже минимального порога. Но суммарно регион оказывается внутри «вилки».

 Исследование Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), проведённое после 1 июля этого года, показало, что обновившиеся тарифы на электроэнергию для населения в трети из 15 городов-миллионников выросли сильнее «индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги», утверждённых правительством. Население покупает электроэнергию по регулируемым договорам, а не на свободном рынке, но в целом исследование характеризует ситуацию с регуляторными нормами.

 Как ожидается, поправки устранят и ещё один негативный момент в действующей схеме: усиление контроля за финансирование и выполнением инвестпрограмм сетевых компаний, говорит Дмитрий Васильев. И сетевые компании, и регионы не всегда соблюдают взятые на себя обязательства: субъекты могут не в полной мере закладывать необходимые инвестсредства в тариф, а сетевые компании зачастую не отчитываются о реализации проектов, оплаченных через плату за передачу энергии.

 Вопрос повышения контроля за ростом тарифов актуален, отмечают эксперты ИПЕМ. Предложение ФАС будет способствовать сдерживанию тарифа, но грозит ограничить инвестиции в обновление фондов, считает эксперт-аналитик Департамента исследований ТЭК ИПЕМ Алексей Фадеев. Сомнения есть и у директора Фонда энергетического развития Сергея Пикина.

 – Есть ряд субъектов, где размер инвестиций в обновление сетевой инфраструктуры минимален. Строительство единственной подстанции и включение расходов в тариф приводит здесь к существенному превышению любых нормативов. В этих случаях передача полномочий по утверждению «вневилочного» роста тарифов в ФАС может затруднить инвестирование в сектор, – говорит Сергей Пикин.

 Впрочем, поправки в регуляторное законодательство могут стать для сетевых компаний и регионов дополнительным стимулом переходить на систему долгосрочного тарифного регулирования. Разработанный Минэнерго механизм регуляторных соглашений позволит на несколько лет вперёд (сейчас речь идёт о 5–7, реже – 10 годах) гарантировать ставку тарифа, а не объём выручки. Решение ввести долгосрочный тариф должны быть приняты на уровне каждого региона, таким образом, сетевым компаниям и региону необходимо будет подписать долгосрочные тарифно-инвестиционные обязательства.

 Регуляторные соглашения могут стать адекватной альтернативой RAB-регулирования, которое фактически свёрнуто с 1 января 2018 года, отмечает Сергей Пикин. Это позволит привлечь инвестиции в сетевой комплекс на понятных условиях и хеджирует риски неожиданного изменения тарифной политики со стороны федерального центра. Однако получение ФАС права на ежегодное утверждение «вневилочных» тарифных решений в регионах необходимо жестко увязывать с внедрением системы регуляторных соглашений, подчеркивает эксперт. Законопроект о долгосрочном тарифном регулировании уже подготовлен Минэнерго и направлен в Госдуму в конце ноября. «Если совсем быть оптимистичным, я думаю, что в начале следующего года правительство может этот документ внести в Государственную думу», – заявил 27 ноября замглавы Минэнерго Вячеслав Кравченко. Планируется, что первые соглашения о долгосрочных сетевых тарифах начнут действовать в регионах с 2019 года.

Источник: Переток.ру


Количество показов: 474

← Назад к списку новостей