02.02.2018

Битва за счётчики

Неожиданно дискуссионным оказался очередной электроэнергетический круглый стол, прошедший 26 января в Совете Федерации. Жёсткой критике со стороны одного из ключевых игроков отрасли – «Интер РАО» – подвергся законопроект об интеллектуальных системах учёта (ИСУ) электроэнергии. Основные нарекания вызывают нормы о монопольном праве «Россетей» на установку «умных» счётчиков; неконтролируемость данных, предоставляемых сетевиками для расчёта потребителей со сбытами; включение в тариф расходов на эксплуатацию «умных» сетей и ряд более частных вопросов.

26 января на круглом столе в Совете Федерации глава крупнейшего сетевого холдинга «Россети» Павел Ливинский рассказал, что сейчас потери в сетях в среднем составляют 15%, при переходе на новую систему интеллектуального учёта этот показатель может быть снижен до 9%. Ежегодная экономия при этом достигнет 40–50 млрд рублей. Для перехода на новые технологии в апреле правительство внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учёта электрической энергии (мощности) в РФ». Документ был принят в первом чтении полгода спустя – в ноябре.

Интеллектуальная система учёта включает в себя ряд элементов. Базовыми устройствами системы должны быть «умные» счётчики, способные удалённо передавать показания, а также датчики, позволяющие контролировать работу электросети и оперативно устранять аварии. Предполагается, что создание интеллектуальных систем учёта позволит значительно снизить потери электроэнергии, операционные затраты электросетевых и энергосбытовых компаний, обеспечить адресное воздействие на неплательщиков за поставленную электроэнергию, а также повысить «наблюдаемость» электросетевого комплекса.

Монополизм или конкуренция

Необходимость интеллектуализации сетей не вызывает дискуссий в энергосообществе. Однако конкретные решения, заложенные в законопроекте, не устраивают ряд ключевых игроков рынка. Основные претензии глава «Интер РАО» Борис Ковальчук изложил в письме на имя председателя комитета СФ по экономической политике Дмитрия Мезенцева, которое было обнародовано в рамках круглого стола. Обсуждаемая концепция создания системы интеллектуальных сетей идёт в разрез с основной идеей ликвидации РАО «ЕЭС России», предусматривавшей разделение отрасли по видам бизнеса (генерация, передача, сбыт) и постепенное развитие конкуренции, следует из документа.

«Предлагаемая законопроектом модель создания интеллектуальных систем учёта противоречит принципам реформирования электроэнергетики и созданной в её результате модели функционирования оптового и розничного рынков электроэнергии (мощности), нарушает баланс интересов потребителей и сетевых организаций, создавая условия для протекционизма в отношении субъектов естественной монополии при осуществлении расчётов за потреблённую электроэнергию (мощность). Кроме того, принятие законопроекта может повлечь и дискредитацию института гарантирующего поставщика, на которого возложена функция по осуществлению расчётов с потребителями на розничных рынках, вследствие затруднительности надлежащим образом осуществлять проверку достоверности предоставляемых данных сетевыми организациями, заинтересованными в завышении переданных объёмов электроэнергии потребителям», считают в «Интер РАО».

Принципиальное возражение не только у «Интер РАО», но и у сбытового сообщества вызывает положение о передаче системы учёта в руки сетей. В этом случае сбыты, отвечающие за куплю-продажу энергии, оказываются вычеркнутыми из первичной цепочки информации. Одновременно в законопроекте заложена монополия сетевых компаний на создание интеллектуальных систем учёта, что противоречит принципам конкуренции, полагают в «Интер РАО».

«Законопроект предлагает конкурентный рынок по установке приборов учёта и созданию ИСУ объединить с естественно-монопольной деятельностью по оказанию услуг по передаче энергии», – подчёркивается в письме на имя главы сенатского комитета.

Применение положений законопроекта приведёт к монополизации сетевыми организациями конкурентного в настоящее время рынка услуг по оснащению счётчиками, согласны в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний (ГП и ЭСК).

– За счётчиками, принадлежащими территориальным сетевым организациям, закрепляется безусловный приоритет в осуществлении коммерческого учёта, что ущемляет права других участников рынка, системы учёта которых не уступают по характеристикам и функционалу, – отмечают в Ассоциации ГП и ЭСК.

Идеология реформирования электроэнергетики подразумевает развитие конкуренции в сбытовом, а не в сетевом сегменте, говорит источник, близкий к Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Передача счётчиков в собственность сбытов, прежде всего имеющих статус гарантирующего поставщика, фактически убивает конкуренцию.

– Получив счётчики в собственность, недобросовестные сбыты могут годами не отпускать потребителей. Для перехода к другому сбыту или самостоятельному выходу на оптовый рынок (в случае крупных потребителей) тем зачастую предлагается заново создавать систему учёта, неся все расходы. Судебные прецеденты такого рода у нас уже были, – отмечает собеседник «Перетока» в ФАС.

Экономия или функционал

Предполагается развивать ИСУ именно на базе сетевых организаций, потому что именно они получат основной экономический, а также технологический эффекты, заявили в Минэнерго. Современный счётчик, позволяющий измерять не только электрическую энергию и сопутствующие параметры, но и фиксировать отключения, повышает эффективность функционирования инфраструктуры в целом, считают в ведомстве Александра Новака.

– У сетевой организации появляются полномочия прийти к потребителю, который ворует электрическую энергию, и поставить свой прибор учёта с дистанционным сбором данных, – пояснили логику законопроекта в Минэнерго.

Впрочем, потребители и основные игроки рынка считают, что монополия на установку счётчиков лишь создаст дополнительные проблемы.

Единственный аргумент сторонников текущих формулировок спорного законопроекта – прямая экономическая мотивация сетевых организаций к сокращению потерь, которая будет стимулировать сети устанавливать ИСУ без включения затрат в тарифы, отмечают в Ассоциации ГП и ЭСК.

– В развитии ИСУ в первую очередь могут быть заинтересованы сами потребители и поставщики, поскольку их функционал обеспечивает гораздо большее число задач и в свете цифровизации экономики сможет служить в будущем, в том числе для заключения договоров, контроля качества и оплаты, введения ограничений, управления потреблением. Сети не заинтересованы в этом функционале, они будут развивать системы в усечённом виде, тем самым уменьшая возможные выгоды от развития таких систем в перспективе, – полагают в профильном сообществе сбытовых организаций.

Нерешённым остаётся и вопрос учёта уже понесённых потребителями расходов на цифровизацию собственных сетей.

– За последние несколько лет потребители очень активно устанавливали ИСУ. Например, компания «Роснефть» потратила на эти цели более 10 млрд рублей. Возникает вопрос: что делать с этими средствами? Законопроект не учитывает вложенные потребителями инвестиции в организацию учёта и накладывает на этих же потребителей новые расходы, – заявил на круглом столе в СФ руководитель блока розничного бизнеса «Интер РАО» Дмитрий Орлов.

Неурегулированной остаётся в законопроекте и система взаимодействия разных электросетевых компаний: помимо госхолдинга «Россети» в России работает около трёх тысяч небольших территориальных сетевых компаний, у каждой будет право устанавливать свою систему учёта, отметил представитель «Интер РАО».

Кроме того, в документе нет предложений по санкциям для сетей за ненадлежащее выполнение обязанностей по созданию и эксплуатации ИСУ. За границами законопроекта остаются многоквартирные жилые дома, частный сектор в виде садоводств, дачных объединений, а также бесхозные сети – это более 50% точек учёта. Неясно, кто в них будет отвечать за потери энергии, отметил Дмитрий Орлов. А по информации Ассоциации ГП и ЭСК, число таких точек учёта вообще достигает 70%, и непонятно, как обеспечить их «умными» приборами. Неизбежны и ситуации, когда сетевые организации будут устанавливать ИСУ даже там, где уже действует оборудование с аналогичными функциями.

– Любые лица должны быть наделены правом создавать системы интеллектуального учёта, тогда их внедрение будет эффективно. Потребители смогут сами выбирать экономически наиболее выгодные решения при сопоставимом наборе функционала, – полагают в Ассоциации ГП и ЭСК. – При этом обмен данными со всеми интеллектуальными системами должен проходить по стандартизированным протоколам, а все заинтересованные лица – иметь возможность бесплатно получить минимальный функционал ИСУ.

О доступности функционала ИСУ для всех участников рынка прошлым летом говорил и один из высокопоставленных сотрудников Минэнерго. В законопроекте содержится норма о том, что территориальная сетевая организация не вправе препятствовать субъектам электроэнергетики и потребителям контролировать соблюдение требований правил организации учёта электроэнергии на розничных рынках, в том числе проверять счётчики. Однако на рынке нет уверенности, что сетевики, соблюдая свои интересы, не смогут обходить эту норму и, например, завышать объём учтённой энергии, пользуясь своим правом контроля за ИСУ. Кроме того, нельзя перейти к учёту энергоресурсов с использованием ИСУ без участия собственников потребляющего и производящего энергоресурсы оборудования: их приборы учёта в перспективе должны быть совместимы с ИСУ, но с учётом постепенности такого перехода для потребителей – например, только при замене в случае поломки или истечения срока эксплуатации счётчика, считают в партнёрстве сбытовых организаций.

За чей счёт счётчики?

Основная цель законопроекта – сформировать механизм борьбы с хищениями электрической энергии за счёт собственных (внетарифных) средств сетевых организаций, говорят в Минэнерго. Сетевики ставят ИСУ за счёт собственных средств, то есть прибыли, расходы не включаются в тариф на передачу энергии и плату за техприсоединение. Вложенные инвестиции сетевые компании возвращают, снижая коммерческие потери (в том числе, пресекая воровство энергии), операционные расходы и в целом повышая эффективность.

Однако рынок волнуется, не вызовут ли заложенные в законопроекте финансовые решения неконтролируемого роста тарифов. Предлагаемые формулировки напрямую запрещают сетевым организациям включать в тариф на передачу и плату за техприсоединение расходы на приобретение и установку новых счётчиков. При этом норма не распространяется на «установленные правительством РФ случаи, когда сетевая организация несёт обязательства по приобретению и установке приборов учёта». Кроме того, в тариф будут включаться экономически обоснованные расходы на эксплуатацию и техобслуживание счётчиков, принадлежащих сетевым организациям, а также затраты на их плановую и внеплановую замену в результате поломки.

В проекте закона есть оговорка: положения закона о том, что расходы ТСО на установку ПУ и создание ИСУ не включаются в тариф, не распространяются на установленные Правительством РФ случаи, когда ТСО несёт обязательства по приобретению и установке ПУ. Перечень таких случаев никак не ограничивается законом. При этом одна из целей принятия закона – обязать ТСО устанавливать приборы учёта в своих объектах. И такие расходы уже подлежат включению в тариф. До включения в законопроект правовых норм, полностью и безоговорочно исключающих расходы ТСО на установку счётчиков и создание ИСУ, заявлять, что указанные расходы не будут включаться в тариф на услуги по передаче и плату за технологическое присоединение, некорректно, считают в одной из крупных сбытовых компаний. По той же причине «Интер РАО» настаивает на необходимости уточнить рассматриваемую формулировку именно на уровне закона, чтобы исключить любую потенциальную возможность учёта расходов ТСО на создание ИСУ в конечных ценах для потребителей.

Фактически создание интеллектуальных систем учёта является основной частью более масштабной программы цифровизации электросетей. Затраты на последнюю глава Минэнерго Александр Новак оценивал в 2 трлн рублей. Сложно сказать, какую часть из этих денег «Россети» смогут получить из тарифа, если законопроект примут в нынешнем виде, но очевидно, что компания попытается переложить на потребителей максимум затрат, даже если они не будут иметь прямого отношения к эксплуатации ИСУ. Раздувание сетевого тарифа невыгодно ни потребителям, ни остальным участникам «тарифного пирога». В Ассоциации ГП и ЭСК тоже обращают внимание на отсутствие каких-либо ограничений для сетевых компаний при включении расходов на эксплуатацию и техобслуживание счётчиков в тариф.

– За последние пять лет, начиная с 2012 года, сетевая составляющая в конечной структуре тарифа выросла практически в два раза – с 30 до 60%. Стоимость системы по оценкам разных экспертов колеблется от 800 млрд до 2,5 трлн рублей. Естественно, включение в тариф приведёт к существенному росту цены для конечного потребителя, – заявил Дмитрий Орлов.

В законе должно быть предусмотрено право на внедрение ИСУ теми компаниями, у которых полные и актуальные базы данных коммерческого учёта, схемы энергоснабжения, полагает топ-менеджер «Интер РАО».

– Законопроект требует существенной доработки. В настоящий момент, как нам кажется, для развития и создания интеллектуального учёта необходимо ввести стандартизированную форму передачи данных, а также необходимо определить переходный период, который позволит сохранить системы учёта, уже установленные потребителями, на которые они потратили существенные деньги. А также необходимо исключить рост тарифов, – считает Дмитрий Орлов.

В Минэнерго заявили, что спорные моменты осуждаются.

– По итогам первого чтения депутаты Госдумы сформулировали предложения по доработке законопроекта, в том числе предложили рассмотреть возможность переноса ответственности за организацию учёта электрической энергии с потребителей на ресурсоснабжающие организации. Возможные поправки положений законопроекта на сегодняшний день обсуждаются на площадке Госдумы, – сообщили в пресс-службе Минэнерго. 

источник: www.peretok.ru

Количество показов: 428

← Назад к списку новостей